Исследование эмоционального выгорания врачей. Часть 3.
=============================================
Различия результов между разными группами врачей:
- У группы наиболее выгоревших врачей - наименьшие показатели ВКЗ, жизнестойкости и психологического благополучия
(это логично вытекает из результатов предыдущего поста, но мы дополнительно убедились в достоверности этих различий)
- Между группами мужчин и женщин существуют значимые различия в субъективной оценке своего здоровья.
У мужчин она более высокая. Интересно, правда ли мужчины чувствуют себя лучше, или это культуральный феномен "со мной все в порядке пока не станет совсем плохо".
- Между группами мужчин и женщин существуют значимые различия в уровне жизнестойкости и выраженности ее отдельных компонентов.
Мужчины оценивают свою жизнестойкость в целом значительно выше, чем женщины.
А в частности, у мужчин заметно выше уровень
= вовлеченности (включённость в происходящее, уверенность в его ценности и позитивном результате); и
= контроля ( уверенность в том, что усилия, старания и борьба - не бессмысленны, а действительно могут влиять на происходящее, когда невозможно оценить вероятность успеха).
- У мужчин значительно выше суммарное психологическое благополучие, и, в частности, выше ощущение осмысленности жизни, возможности управления средой и автономии.
- У врачей из Москвы и Московской области редукция профессионализма намного менее выраженнна, чем у врачей из других регионов России.
Редукция профессионализма - снижение удовлетворенности собой как личностью и как профессионалом, обесценивание своего опыта и достижений, ощущение собственной некомпетентности и неуспеха, отсутствия профессиональных перспектив.
Постепенно ведет к негативизму в отношении рабочих обязанностей, снятию с себя ответственности, полному безразличию к профессиональной деятельности, вплоть до избегания работы сначала психологически, а потом и физически.
Медицинские работники, в целом, уязвимы к этому проявлению эмоционального выгорания, но врачи из регионов (увы, вполне ожидаемо) чаще сталкиваются с подобными состояниями.
- Кроме того, показатели психологического благополучия и отдельных его компонентов у врачей из Москвы/Московской области значимо выше, чем у врачей из других регионов России.
Они более открыты новому опыту, лучше усваивают информацию, имеют более четкие жизненные цели, чаще воспринимают себя развивающимися, «растущими» и самореализовывающимся, изменяясь в соответствии с собственными познаниями и достижениями.
Исходя из результатов исследования, в целом, становится понятной стратегия клинического психолога, работающего с врацебным персоналом по предупреждению эмоционального выгорания.
В то же время мы можем предположить, что помимо психологических факторов большое влияние на возникновение ЭВ у врачей оказывают социальные, экономические, культурные и другие факторы.
Поэтому завершаю повествование традиционной фразой о том, что "тема требует дальнейшего исследования".